Историческая справка о становлении системы государственного строительного надзора в Сахалинской области.
Областная инспекция Госархстройнадзора Главархитектуры администрации области образована в 1994 году (постановление Губернатора от 16.09.1994 № 264). Согласно положения инспекция осуществляла выборочные проверки качества строительства, проверки деятельности инженеров-инспекторов госархстройнадзора, оказывала методическую помощь в работе инспекций городов и районов Сахалинской области.
В 1995 году постановлением Губернатора Сахалинской области от 20 сентября 1995 года № 296 «Об утверждении Положения о департаменте строительства Администрации Сахалинской области» была образована Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Департамента строительства Сахалинской области в целях совершенствования организационно-правовой структуры органов государственного архитектурно-строительного надзора, усиления надзора за качеством строительства зданий и сооружений, обеспечения прочности, эксплуатационной надежности зданий и сооружений.
В целях ликвидации разобщенности действий городских, районных и областной инспекций в 1997 году разработано и введено в действие положение о взаимодействии между областной инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора и инспекциями архитектурно-строительного надзора муниципальных образований Сахалинской области.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, введенный в действие 29 декабря 2004 года Федеральным законом 190-ФЗ, впервые определил понятие «Государственный строительный надзор», установил предмет деятельности, определил органы, уполномоченные на его осуществление, и возложил на них ответственность по обеспечению безопасности, долговечности и надежности возводимых зданий и сооружений. К данным органам Кодекс отнес федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора. При этом к ведению федеральных органов исполнительной власти отнесены особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, например, строения с высотой превышающей100 метров, объекты использования атомной энергии, объекты авиационной инфраструктуры и инфраструктуры железнодорожного транспорта, метрополитены и т.п. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, является федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Министерство обороны РФ (по объектам обороны). Органом исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, является Департамент строительства Сахалинской области.
За принятием Градостроительного кодекса РФ последовала значительная работа по созданию нормативно-правовой основы деятельности системы государственного строительного надзора: Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» определен порядок осуществления государственного строительного надзора, разработаны ряд Руководящих Документов, детализирующие некоторые административные процедуры ведения государственного строительного надзора.
В 2007 году продолжилось становление системы государственного строительного надзора. Так в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», с 1 января 2007 года в Государственный строительный надзор включены другие виды государственного надзора и контроля, осуществляемые при строительстве: Пожарный надзор, Санитарно-эпидемиологический надзор, Экологический контроль, контроль за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности.
Вместе с тем, как уже было сказано, согласно Градостроительному кодексу РФ государственный строительный надзор на территории Сахалинской области осуществляют два уполномоченных государственных органа: Управление Ростехнадзора по Сахалинской области (надзирает за указанными категориями объектов) и Департамент строительства Сахалинской области, который осуществляет надзор на большей части объектов капитального строительства: объекты здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иные объекты социального и коммунально-бытового назначения, объекты транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объекты делового, административного, финансового, религиозного назначения, объекты жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).
С 1 января 2008 года согласно Федеральному закону № 324-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к поднадзорным объектам регионального государственного строительного надзора отнесены опасные производственные объекты: тепловые электростанции мощностью до 150 мегаватт; газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный природный газ под давлением 1,6 мегапаскаля включительно; объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Работа в этом направлении велась и на областном уровне. Так, 10 ноября 2009 года вышло постановление Губернатора Сахалинской области № 26 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области», согласно которому был образован предусмотренный Градостроительным кодексом РФ самостоятельный орган исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченный на осуществление регионального государственного строительного надзора — государственная инспекция строительного надзора Сахалинской области. Во исполнение данного постановления было разработано Положение об Инспекции, утвержденное постановлением администрации Сахалинской области от 21 декабря 2009 г. № 537-па «Об утверждении Положения о государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области». С этого момента Инспекция осуществляет свою деятельность в новом статусе. В частности на объекты, поднадзорные Инспекции по критериям Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления могут выдавать разрешения на ввод в эксплуатацию только при наличии выдаваемого Инспекцией заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации.
Наконец, в ноябре 2009 года принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», согласно которым в предмет государственного строительного надзора также включена проверка соответствия объектов капитального строительства требованиям энергоэффективности.
Исполняя возложенные на нее полномочия, Инспекция содействует развитию строительного комплекса области: анализ результатов деятельности показывает, что количество выявляемых нарушений снижается, качество строительства возрастает.
Отдельно необходимо упомянуть серьезный вклад, который Инспекция внесла и продолжает вносить в реализацию таких значимых для области проектов как:
— строительство крытого ледового дворца в г. Южно-Сахалинске, который требует особого внимания, так как предполагает проведение соревнований с массовым скоплением людей;
— развитие Курильских островов: строительство объектов капитального строительства;
— обеспечение жильем, детскими садами жителей области.